Игра началась…
Кто и зачем играет в «Пилу» в Махачкале
В Махачкале появился первый квест в реальности, созданный по мотивам триллера «Пила». Правила игры просты. Команду от 2-х до 4-х человек запирают в помещении на час. За это время нужно, используя логическое мышление, найти тайники, разгадать головоломки, добыть ключи и выбраться наружу, прежде чем в комнаты будет пущен ядовитый газ.
Мы с подругой блуждаем по улице Ирчи-Казака в поисках офиса компании. Натыкаемся на подвальное помещение с решетчатой дверью. Минуту сомневаемся, а затем робко спускаемся вниз по лестнице. Нас встречает создатель квеста Дмитрий.
— Видите, здесь даже кошки живут, — успокаивает он, показывая на пушистое существо, спящее в коробке на лестнице. – Значит, к нам можно приходить.
Офис оформлен просто, но в то же время нагнетает атмосферу: на псевдокирпичных стенах развешаны кадры из фильма «Пила». Прямо по центру массивная стимпанковская дверь – вход в квест. Пока ждем оставшуюся часть нашей команды, успеваем задать Дмитрию несколько вопросов.
— Как вам пришла идея сделать квест в Махачкале?
— Хотелось создать что-то, что меняет город. Я играл во многие квесты, в том числе в «Пилу» в Москве. Что-то по сюжету мы переняли оттуда, но процентов восемьдесят заданий пришлось переделать: для обычного дагестанца они просто не понятны. Многое в них перемудрено, сложно, эмоций никаких. В нашей игре есть сюжетная линия, музыкальный ряд, видеофон. Все в свое время говорится, поется, включается. У нас люди за игру умудряются пять-шесть раз поорать как следует. Девочки вообще визжат, как только заходят в квест.
— Второй ваш квест «Тюрьма». Что это будет?
— Игра появится примерно через месяц. Это будет побег из тюрьмы, максимально приближенной к реальности. Настолько, что камеры, робы, кандалы, наручники – все будет настоящее. Тюремные кровати я купил через УФСИН. Игроков будут заковывать, надевать наручники, рассаживать по камерам и у всех четверых будет задача – выбраться из камер и найти выход из тюрьмы. Вы удивитесь, но девочки просят: «Нас первыми посадите, пожалуйста, мы согласны». Все игроки хотят, чтобы было что-то страшное. То, чего, видимо, не хватает местным людям. Не хватает страха, причем животного страха, а не стрельбы, убийств. Именно страшных эмоций, либо чего-то более близкого к реальности. Если популярность будет расти, то в Махачкале будет открыта еще одна локация на другие два квеста, а следующие два появятся в Каспийске.
— В Москве в квесты играют уже лет десять? Почему до нас игра добиралась так долго?
— Проблема этого бизнеса в том, что 9 из 10 желающих сделать то же самое у себя абсолютно не понимают, как это работает изнутри. Нет магазина «Все для квестов». Все эти загадки, головоломки, технические ноу-хау нужно придумывать и делать самим. Знакомые вещи могут быть использованы не по назначению. И в этом-то вся фишка. Сделать так, чтобы человек либо догадался, либо попробовал использовать привычный предмет как-то иначе.
Кроме того, мы не рассчитываем на бешеную прибыль. Я и мой партнер зарабатываем совсем с другого. Квесты – это, по сути шалость, для интереса. Хотя денег сюда вложено немало, если учесть, что еще два месяца назад здесь был подвал без пола, без крыши, без коммуникаций и электричества. Но мы такое место и искали. Мне по сценарию нужно было помещение, убитое в ноль.
Обратите внимание на дверь на входе в игру. Где купить такую дверь в Махачкале, как вы думаете? Это обычная дешевая китайская дверь, якобы металлическая, сверху на нее мы наклеили пластиковые трубы и при помощи профессионального гримера довели до такого состояния. А цена вопроса копейки. Настоящую такую дверь достать невозможно, я перерыл все.
— Какие-нибудь интересные случаи были с игроками?
— У нас была команда, которая практически мгновенно нашла ключ от одного помещения. Они открыли дверь, свет внутри комнаты не горел. Надо было просто зайти и включить свет. Они минут двадцать стояли, толкали друг друга, кто туда первым зайдет. Тут уже оператор не выдержал, начал подсказки давать, мол, вы время теряете и т. д. В подсказках мы не жадничаем, но они не прямые. Если человек задает вопрос, на который он рано или поздно найдет ответ, оператор дает уклончивую подсказку, в каком направлении думать.
Одни ребята пришли, поиграли, вышли разочарованными, они ожидали, что войдут в эту дверь, а выход будет где-то в районе 26 или ближе к горам. Каждый человек ждет что-то свое. Есть даже категория тех, кто застревают в самом начале, игру не проходят. Выходят недовольные, но дальше оператор произносит волшебную фразу «А теперь вы можете пофотографироваться» — и столько счастья на лице.
— В московских квестах участники часто в процессе игры ломают предметы. А как здесь?
— Это везде так. И хуже всего с девочками – они разносят все. После них заходишь внутрь – там как будто взрыв был. Мы, конечно, заранее предупреждаем, что игроки ответственны материально, но порой люди просто удивляют. У нас в одной из комнат стоят обычные пластиковые окна, они в игре никак не участвуют, за ними, естественно металлические решетки. В какой-то момент игрок вызывает оператора и говорит: «Оператор, я нашел пластиковое окно, я его вскрыл. Там сзади решетка. Чем мне ее отпилить?» Еле успокоили. Он нашел пилу по дереву в ящике с инструментами и хотел ею распилить арматуру. Я говорю: «Красавчик, прямо узник замка Иф, сколько бы ты эту решетку пилил?».
— Многие ли успевают выбраться?
— Даже не смотря на подсказки оператора, процентов 98 команд у нас погибают. В среднем им не хватает 15-20 минут до выхода. Есть команды, которые за час даже до половины не добираются. Хотя потом, когда выходят, оказывается, что все было очень легко, просто «мы растерлись», «мы тупили», «мы нервничали». Одни ребята нашли предмет и минут пятнадцать друг у друга вырывали его из рук, кто будет им пользоваться, а время-то идет.
Психологически это очень интересно. Когда команда заходит, им говорят, что есть целый час для того, чтобы выбраться из комнаты. И лишь спустя минут 55, до них доходит, что у них есть всего час. А они еще страшно далеко от двери. В квесте время пролетает мгновенно. Ты вроде только зашел, а тебя уже хоронят.
Мы в инстаграме честно пишем, кто у нас труп, а кто нет. Команды целые дискуссии устраивают, следят, у кого рекорд по времени прохождения. Последний рекорд 48 минут – два сельских молодых студента.
— Кто у вас придумывает задания? Из кого состоит ваша команда?
— Задачи для игры придумываю я сам, а мои помощники воплощают их. Команда – 4 человека, которые работают на меня уже много лет в других проектах. Как и я, они далеко не специалисты в технике или электронике. Как можем, так и делаем. Мы сознательно избегаем технических головоломок. В Дагестане никто не будет думать над задачей с участием компьютера или непонятных предметов. Поэтому самое сложный предмет в квесте это электрический чайник.
— И все-таки вы сказали, что с заданиями мало, кто справляется.
— То, что большинство не доходит до конца, значит все, что угодно, но только не сложность заданий. Я когда сам играл в квест в первый раз, тоже не справился. Нас было три человека, двое только мешали мне. Вышел недовольный, самооценка упала. Следующие квесты играть намного легче – ты понимаешь, как все это устроено. Я и мои техники знаем свой сценарий хорошо. Если мы сейчас зайдем в игру, то пройдем ее минут за 8-10. Людям мы даем час. Кто хочет выжить, тот успевает. Если люди пришли просто пофотографироваться, посмеяться над другими игроками, они не дойдут до конца, игра для них закончится ничем. Сейчас будем делать памятные значки и давать их независимо от того, погибли люди или нет.
— Кто обычно приходит к вам поиграть?
— К сожалению, пока в основном молодежь. Я не хотел видеть здесь молодежь, потому что на мой взгляд те, кому это реально может показаться интересным, это люди от 25 и 45-ти лет. Причем, чем старше человек, тем больше эмоций он получит. Это состоявшиеся люди, которым не хватает эмоций, которые каждый вечер изо дня в день приходят домой после тяжелой работы и видят одно и то же — сериалы, жена, дети, житейская бытовуха. Максимум развлечений, если это мужчина – пивнушка, ресторан, бильярд. Если это женщина, то дело еще хуже. Мама, свекровь, редкие подружки – вот и весь вечер.
— Как вас найти желающим поиграть?
— Пусть это будет началом их квеста. Захотят сыграть, найдут нас сами. Это не сложно. Скоро у нас появится необычная вывеска, которая будет напрягать пришедших уже со входа.
Прибывает оставшаяся часть нашей команды и мы запираем телефоны и сумки в специальном шкафчике.
— Расстаться со своими гаджетами на час, это ведь тоже полезно, — объясняет Дмитрий. — В экстремальной ситуации телефона рядом с вами может не оказаться. Что вы будете тогда делать? Квест – это что-то вроде такой чрезвычайной ситуации, только в нем нет реальной угрозы здоровью.
Одна из девочек в нашей команде успокаивает подругу перед игрой:
— Не бойся, страшно не будет.
— Страшно будет, — переубеждает ее Дмитрий, — будет.
Перед тем как стилизованная дверь захлопнется за нами, отрезав от внешнего мира, нам предлагают одеть больничные бахилы.
— Зачем? — настороженно интересуемся мы.
— Чтобы не испачкать обувь в крови, — отвечает создатель квеста, и лицо его предельно серьезно.
Шагаем в темноту. Мы в игре …
Дамир Фактура
Коментарии