Вход на сайт




avatar

m.kala

+141

Осторожно, таксистки!

Автор: Дамир Фактура 

Однажды вызываю такси, сажусь, а на месте водителя … женщина. За разговором узнаю, что, в Махачкале представительниц слабого пола, работающих на такси, наберется человек 20. Однако если вы думаете, что за вами приедет машина с хрупкой девушкой за рулем, то вы ошибаетесь – эта работа для женщин с характером, готовым в любой момент пустить в ход кулаки. Как в патриархальном Дагестане зарабатывают свой хлеб эти труженицы дорог, узнаете из этой статьи, где мы выбрали трех из них. Все они работницы одной из городских служб такси. За плечами у каждой богатый водительский опыт, а их судьбы заслуживает отдельных рассказов.

IMG_8190

Бурлият за рулем уже 35 лет, из них 15 лет неотрывно работает на такси. Признается, что характер у нее жесткий, она не боится ни здорового мужика, ни опасной дороги. Историй из ее жизни хватит на 10 рассказов.

— В 9 лет меня отец впервые посадил за свою копейку, а в 10 я уже ее угоняла, пока он спал. Менты следили за мной, обратно привозили, хвалили мою езду, но папу штрафовали. Меня он растил, как пацана. Я и драться выходила, боксом занималась, каратэ, штанги поднимала, и в соревнованиях участвовала. Если кто за косичку дернет, я прям на уроке вставала и дубасила. Отец локти не мог достать, чтобы кусать.

После замужества быстро развелась – в семье мужчиной была я. Брат мой устроился в такси и вместе с мужем работал в одной фирме. 90-е годы. Тогда первые службы такси появились. Приходилось оставлять трехмесячного ребенка и таксовать на ОКАшке. Вначале было неудобно, стыдно, но я работала даже в снег и мороз. Шеф фирмы однажды мне звонит и говорит: «Я слежу за своими водителями, кто как водит. Скажу откровенно — вы водите красиво, аккуратно, как положено». «Серьезно, что ли, — отвечаю, — если хотите знать, ваш водила, мой муж — мой ученик. Он до этого машины не водил, только на мотоциклах катался. Это я его научила». Поэтому шеф мне девятку взял хорошую, ментовскую.

Потом появилась служба такси «Ностальжи», куда меня пригласили. Я одна из первых выкупила машину. Меня ставили в пример. Единственная женщина среди мужчин была. 45 машин в фирме было, все — желтые волги-лисички 2007 года. Сейчас от них в городе 3-4 машины осталось. За своей я слежу, ремонтирую. Помню, даже с телевидения приезжали, снимали, как я свою машину чинила.

Бурлият, или Белла, как ее называют коллеги, привыкла таксовать целыми сутками. Рекорд – двое суток без остановки.

— А как семья, дети? На них время остается?

— Я все успеваю. Дочка замуж скоро выходит. Сыну 13. Еще по кутанам езжу, сыр вожу, на рынок сдаю. А на кутанах ой-ой-ой какие дороги. Там одни поля, деревья — заблудишься, тебя не найдут. Но, честно говоря, я устала от этой езды. Руль уже не могу видеть. Меня приглашают инструктором в автошколу, но я не хочу — нервов не хватит учить.

Мужчины с ней не связываются, боятся. «Не то скажешь ей, не заметишь, как получишь по башке», — говорят про нее коллеги. А если кто на дороге подрежет, на светофоре догонит и трехэтажным матом покроет. Увидев, что женщина, извиняются.

— Гаишники тоже попадаются всякие, — рассказывает Бурлият, — есть хорошие менты, а есть натуральные «уроды», думающие, что женщине ночью можно что угодно сказать.

— Я за то, чтобы женщины научились водить и не зависели от машины мужа или того же такси. Многие мои бывшие клиентки в хиджабах получили права, купили иномарки и теперь сами ездят, — рассказывает Бурлият.

По городу ее такси знают многие – трудно забыть яркую желтую волгу с зеркальными номерами 202. Машину она чувствует, в дороге полагается на интуицию, говорит, что от столкновения с другой машиной спасает только реакция и годы вождения. Она настолько привыкла к своей волге, что о коробке-автомат и думать не хочет.

Бурлият знает в этом городе все тупики и закоулки. Терпеть не может светофоры, пробки — у нее везде свои объездные дороги. Такси Бурлият везет меня с Редукторного от издательства, но вместо того, что бы поехать по проспекту Петра I, оно неожиданно сворачивает к морю и через дворы проскальзывает так, что не успеваю я опомниться, как наша машина выскакивает у гостиницы «Петровскъ». Мотор «лисички» послушно ревет, руль вертится вправо-влево, не переставая, точно штурвал в руках капитана корабля, уверенно продирающегося сквозь море припаркованных машин. От поездки с бывалым таксистом получаешь настоящее удовольствие. «Клиенты от такой езды бывают в шоке и переплачивают за мои знания. Им ведь что надо — побыстрее доехать», — говорит таксистка.

— Недавно семью везла на новую автостанцию на автобус. А они за день до этого ехали по Акушинского, и таксист их из-за пробок не успел вовремя привезти, опоздали. А у меня как назло на дороге машина заглохла. Клиент психанул, вышел, дверью хлопнул. Я быстро капот открываю, на место там деталь поставила. И говорю ему: «Ты у себя дома холодильником будешь так хлопать. Варюжку закрой, и садись, если я тебя вовремя не довезу, ты мне в рожу плюнешь, не в лицо». А сама быстро вдоль канавы пробку объехала. И мы через Семендер на автостанцию одновременно с автобусом заехали. Я своего клиента никогда не оставлю. Я за него отвечаю. Или вот с Первухи женщина опаздывала в аэропорт, еще и праздник в городе был, бардак на улицах. Я ее так довезла, что она вместо 350 рублей 700 дала.

Бурлият объездила на своем такси самые высокогорные районы — Тлярата, Хунзах, Гуниб, Чох, еще и машины туда буксировала по ночам. По ее словам, в этих местах и одна машина еле-еле проезжает, а если навстречу едет, так боковыми зеркалами стукаются. «Водители с других машин на меня как на ненормальную смотрели», — рассказывает она.

Недавно введенная в службах такси программа на телефоне упростила жизнь таксистов. В любой момент, когда хочется поработать, можно открыть программу. Можешь принять любой из сотни заказов, никуда не отъезжая, говорят таксистки. Но, по мнению Бурлият, раньше, когда у водителей были рации, работать было веселее. «Поговоришь с коллегами, болтовню послушаешь. Бывало, где-то остановимся вместе, кофейку попьем. Таксисты друг друга знали».

Мне в глаза бросается отсутствие в салоне зеркала заднего вида – оказалось, это последствие «общения» с одним пьяным полковником. Для Бурлият зеркало заднего вида абсолютно бесполезная вещь. Говорит, что уже пять лет ездит без него – боковых зеркал хватает, главное — шустро глядеть по сторонам.

Говорит, что ей достаточно посмотреть на человека, чтобы понять, что он из себя представляет. «Я заранее вижу, когда человек меня кинуть хочет. Нет денег, скажи, как мужчина. А когда тебя клиент кидает изподтишка и ты за тем поворотом его ловишь и сходу по морде бьешь, это разве нормально? Я не привыкла, чтобы надо мной смеялись».

К примеру, недавно на вокзале один мужчина стоит, машет. Я вижу по нему, что он отсидевший и выпивший. Когда увидел, что женщина за рулем, не надо, говорит, езжай. Не поняла юмора, говорю, зачем останавливал, ты че, с женщиной боишься ехать? Не боюсь, говорит, мне за счастье с женщиной поехать, но денег нет. С тюрьмы вышел, дали 700 рублей, с ребятами пивка попили и теперь нет ни рубля. С мужчиной бы поехал, а меня обманывать не хочет. Я говорю, ты свои движения для друзей оставь, садись. Мне приятнее тебя отвезти, чем того, кто с деньгами. Почему, спрашивает. Потому, говорю, что у тебя их нет, а тебе доехать надо. Таким людям надо помогать, когда признаются честно.

— Вы, наверное, любому пассажиру настроение поднимете.

— Если куда-то едем в дальний рейс, клиенты не замечают, как доезжаем — столько историй рассказываю по дороге.

IMG_8107

Загра – водитель со стажем. На такси работает всего лет 8, а вот за рулем с 1976 года. За это время успела 16 лет проработать водителем на скорой. Между этими работами есть что-то общее – и там и там важна быстрота. Разница же в том, что когда везешь инфарктного больного, о правилах дорожного движения не думаешь, лишь бы довезти живым.

Дочка замужем, сын женат. У нее уже пятеро внуков. Бухгалтер по профессии, сейчас Загра на пенсии, но продолжает выезжать на дорогу, когда позволяет здоровье. Любимый маршрут – Махачкала – Кисловодск. Пока едет, наслаждается высокоскоростной трассой, красотами Чечни, чистотой Грозного.

Курить в машине таксистка не разрешает ни мужчинам, ни женщинам.

— Мужчина, если только прикурил, и, подойдя к машине, увидит меня за рулем, сразу сигарету выбрасывает. Или сама говорю: «Докурите, я подожду». У меня большинство постоянных клиентов женщины из хороших семей, супруги высокопоставленных людей. Машина должна соответствовать.

Кому-то ее белый Хендай Солярис может показаться слишком респектабельным для такси. Спрашиваю, не жалко гробить иномарку на махачкалинских дорогах?

— Жалко, но кто сказал, что клиент должен ездить на плохой машине?

По словам Загры, починка иномарки обходится дороже российской машины, а для клиента разница составляет всего 20 рублей.

— Женщина на такси это, конечно, вызов мужскому самолюбию. Многие мужчины ревнуют к своей профессии. Завистливых, гнилых душой мужчин сильно задевает, если женщина едет на иномарке, а у него старая развалюха. Такие пытаются не дать дорогу, зажать, вытеснить из своего же ряда, — рассказывает моя собеседница.

Среди водителей такси встретить воспитанного и тактичного человека большая удача. Часто замечание по поводу громкой музыки или запаха сигарет они воспринимают как личное оскорбление. Загра – приятное исключение из этого правила. Она уважительно говорит с клиентом и требует такого же уважения к себе. «Бывает, что молодые девушки, которые чувствуя себя богаче других, показывают «понты». Хотя таксист это такой же человек, как и они. Почему бы не разговаривать с ним, как с равным? А если водитель — взрослый человек, как минимум с уважением».

— А что говорят, когда впервые видят женщину за рулем такси?

В темное время, не обратив внимания, мужчина садясь, говорит «Салам аллейкум». Я ему-«Здравствуйте». Улыбаются в ответ.

Моя собеседница признается, что нервничать приходиться не столько из-за клиентов, сколько из-за водителей на дороге. Молодежь практически не соблюдает правила дорожного движения. 90% ребят, даже тех, кто знали, для чего придуман поворотник, начисто забыли о нем. Никогда не знаешь, что от такого водилы можно ожидать. В советское время в автошколе учились по шесть месяцев.

— Какая самая короткая поездка была?

— До смешного доходит. Девчонке нужно дорогу перейти, а она такси вызывает. Я считаю, это каприз.

Все мои собеседницы в один голос твердят, что работа таксисткой привлекает их независимостью. Но на самом деле это не единственная причина. Очень часто на столь тяжелый и опасной труд женщину заставляет идти сложная жизненная ситуации, в которой они не надеются на помощь со стороны.

 IMG_8116 (1)

Ремзият — мать шестерых детей. У нее три сына и три дочки. Старшему 23 года, самой младшая в этом году пошла в первый класс. 5 лет назад у Ремзият умер муж. Помощи от государства она не видит, поэтому и старается обеспечивать семью сама, как может. Вечером и ночью работает на такси, а днем воспитывает детей. Трудно, — признается она, — но зато дети ни в чем не нуждаются.

Свой черный Хендай Акцент Ремзият бережет и предпочитает в Семендер и Учхоз не ездить. По ее выражению, в таких местах машину нужно брать в руки и идти.

— В такой работе нельзя без оружия, — рассказывает Ремзият. — Раньше держала в машине электрошокер, потом перешла на газовый баллончик, но пока применять не приходилось. Стараюсь с каждым, даже сильно пьяным клиентом ладить, шутить. Жаль, что в такси не предусмотрена тревожная кнопка, ведь в опасной ситуации позвонить диспетчеру просто не успеешь.

— Всякие бывают. На днях везла одного пьяного. Я, говорит, тебе платить не буду. Посреди Акушинского остановила машину, вышла, схватила его за шкирку — выходи, говорю. 100 рублей взяла с него и уехала. На этой работе женщине нельзя показывать слабость.

Если клиент не оплачивает, таксистка всегда найдет, что забрать у него в залог – телефон, ноутбук.

— Недавно отвозила в Каспийск трех пьяных девушек. Оказалось, они не первый раз таксистов кидают: выходят из машины, обещая оплатить, и пропадают. Но со мной у них этот вариант не прошел. Я им хорошенько устроила, аж сосед выскочил на балкон — давно бы, говорит, их так.

В этой фирме на такси работают и молодые женщины, девушки. Одна недавно уволилась — замуж вышла. По словам Ремзият, главное в этой работе не возраст, а то, как ты себя поставишь с клиентом. И, конечно, терпение.

 

Поделитесь с друзьями через кнопки соцсетей

29.09.2015 в 17:54 417

#



Коментарии

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Популярное за неделю

За последнюю неделю не было постов.